Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 26.09.2020, 02:30
Вы вошли как Гость |   Группа "Гости" | RSS

Главная | Мой профиль | Выход


Карта сайтаВключить версию для слабовидящих


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Информация для учеников

Мельникова Стелла Алексеевна

/stella_001.jpg

1.Презентация к уроку "Текст.Интертекстуальность" (9-11 классы, факультатив ФАТ)

                                        2.Открытый урок литературы в 9 классе

                                                (октябрь 2014)

«Гаврила Романович Державин. Последний поэт-классицист или разрушитель основ классицизма?»

(педагогический маршрут  «Развитие метамышления учащихся в средней и старшей школе)

Цели и ожидаемые результаты обучающихся:

личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

метапредметные:

познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 

коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 

регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

образовательные:

повторение изученного о творческом методе классицизм и месте Г.Р.  Державина в литературе ХY111 века

 

 

Класс поделён на несколько групп ( уч-ся сами делились на группы, но в принципе эти группы в дальнейшем можно сделать меняющимися, подвижными – в зависимости от целей и темы урока). Каждая группа ( и все её члены) заранее зарегистрировались на сайте linoit.com и создали свои виртуальные доски-пространства для работы с технологией стикеров (сервер Web2.0)

На поле каждой группы учителем и его ассистентами заранее (после обсуждения предполагаемого порядка работы и «протокола») создан кейс, включающий следующие стикеры:

1)Задание для группы;

2)Материал (текст, презентация), на основе которого должно быть выполнено задание (например, ода «Властителям и судиям»)

3)Для некоторых групп - ссылки на материалы Интернета , которыми можно будет воспользоваться, если возникнет затруднение в поиске нужной информации;

  1. Алгоритм (порядок выполнения) задания.

 

ПРИМЕР  виртуального поля одной из групп:

ЗАДАНИЕ: Познакомьтесь с биографией Г.Р.Державина. Какие черты характера поэта входят в противоречие с его блестящей карьерой? Как это отразилось на его творчестве?

Дана ссылка на презентацию «Жизнь и творчество Г.Р.Державина»

Стикер с алгоритмом  выполнения задания (он для всех групп одинаков:

1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.

2.Найдите и соберите необходимую информацию.

3. Обсудите и проанализируйте данную информацию

4. Сделайте выводы.

5. Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

 

Далее группы работают над своими заданиями. На нашем уроке на одну группу (5-6 уч-ся) приходилось по два компьютера, что позволило сократить время поиска и обработки информации в Сети.

Пройдя по всем пунктам алгоритма, группы могут сравнить свои ответы с т.н. культурным образцом, который им предоставляет учитель в виде стикера со своего поля. Ученики сравнивают свои и эталонные тексты, делают выводы.

На последнем этапе урока уч-ся было предложено отрефлексировать свою работу на уроке и её результаты в виде графического (визуального) знака, который покажется им уместным для передачи своих впечатлений: смайлик, красивый пейзаж, иное изображение. Вербально они оформят это дома.

 

http://linoit.com/users/deryavin/canvases/Державин

 

Учитель МАОУ СОШ №47 Мельникова С.А.

                         3. Работа, представленная на городской конкурс (3 место)

         Поэтическое наследие А.С.Пушкина  в дискурсе любовной лирики ХХ века.

                             «Я вас любил…» Пушкина и Бродского

                                             (материалы к уроку)

 

 

  То, что литература ХХ века, помимо прочего, интертекстуальна, давно стало общим местом. Но школьные практические методики, на наш взгляд, не всегда учитывают это. В преподавании литературы мы недостаточно внимания уделяем проблеме преемственности, представляя литературный процесс как целый ряд разрозненных явлений («сначала был Державин, потом Пушкин, дальше – Лермонтов» и т.д.). Такой подход обедняет восприятие художественных текстов, делает его неполным, а содержащаяся в произведении информация «закрыта», имплицитна. 

 Между тем, «относясь к разряду важнейших мировоззренческих дисциплин, литература как учебный предмет нуждается в последовательном, системном изучении, учитывающем внутренние диалогические связи историко-литературного процесса» (8).

  Работу над  поиском таких связей мы начинаем уже в пятом классе. «Ищем следы» - так называют это пятиклассники.  «А у Лермонтова про это есть? А как об этом же говорит Тютчев? А у Пушкина по-другому!» - такой подход представляется нам удачным в работе с читателями пяти-шестиклассниками. У учащихся старших классов, конечно, анализ литературного произведения приобретает качественно иную форму.

 О сравнительном анализе поэтических текстов сказано и написано много, и каждый учитель имеет свои методики и свои предпочтения. Наиболее благодатный материал для такой работы содержат программы по литературе для 11 класса. Мы сравниваем тексты Пушкина и Бунина, Пушкина и Маяковского и т.д. Такие уроки очень нравятся учащимся, работают на развитие интереса к литературе, способствуют повышению коммуникативной компетенции старшеклассников и расширению кругозора (так называемых «фоновых» знаний). 

         

                                                                                        

                                                                                           Повторимо всего лишь слово:

                                                                                                             словом другим.

                                                                                                      И.Бродский «Строфы»

 

 

                                                                                                Я вас любил. Любовь ещё (возможно,

                                                                                             что просто боль) сверлит мои мозги.

                                                                                                      Всё разлетелось к черту на куски.

                                                                                                  Я застрелиться пробовал, но сложно

                                                                                                      с оружием. И далее: виски:

                                                                                                   в который вдарить? Портила не дрожь, но

                                                                                                      задумчивость. Чёрт! Всё не по-людски!

                                                                                                    Я вас любил так сильно, безнадежно,

                                                                                                   как дай вам Бог другими – но не даст!

                                                                                                  Он, будучи на многое горазд,

                                                                                                   не сотворит - по Пармениду – дважды

                                                                                                     сей жар в крови, ширококостный хруст,

Я Вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем; ,                                                                                                       чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

                                                                                                       коснуться – «бюст» зачёркиваю –уст! угасло

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

                                                    

 

не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно.

То робостью ,то ревностью томим;

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

                                                    1929

 

 

  Анализ стихотворений начинаем  с  краткой истории создания  и указанием адресатов текстов.  С адресатом «старшего» текста всё более или менее ясно: по мнению большинства исследователей-биографов Пушкина, он посвящён Анне Олениной, дочери президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, к которой поэт испытывал глубокие чувства в 1828 году, сватался, но получил отказ (5, 73).   Адресат стихотворения Бродского амбивалентен. Первый адресат – королева Шотландии Мария Стюарт, воплощённая в статуе Люксембургского сада, которую «узнаёт» поэт, вызывая детские воспоминания об испытанном потрясении от трофейного фильма «Дорога на эшафот» с Зарой Леандер в главной роли. Актриса на долгие годы стала для Бродского воплощением истинной женской красоты. Второй адресат – Марина Басманова, любовь к которой стала одним из   самых горьких жизненных испытаний поэта. Басмановой посвящена большая часть любовной лирики Бродского и почти все стихи книги «Новые стансы к Августе», в которую входят «Двадцать сонетов к Марии Стюарт». (Краткие сообщения об истории создания стихотворений готовят ученики).

 Двойственность обращений, а именно возможность отнести любую фразу одновременно и к королеве – киноактрисе – статуе, и к реальной любимой женщине – одна из составляющих драматической амбивалентности произведения. Таким образом, стихотворение Бродского более сложно с точки зрения создания образа любимой, что влечёт за собой и более сложный образ лирического героя (Несчастный влюблённый? Созерцатель? Зритель?)

 

  Стихотворение Пушкина лишь условно можно отнести к циклу «оленинских» стихотворений («Её глаза…», «Предчувствие», «Зачем твой дивный карандаш…», «Город пышный, город бедный…») – сам поэт эти стихи в цикл не объединял - это сделали пушкинисты. Сонет Бродского – один из «Двадцати сонетов к Марии Стюарт».

 Обращаем внимание на структуру обоих текстов: пушкинская миниатюра представляет собой восьмистишие,  «младший» текст состоит из четырнадцати стихов, но только это, да ещё, пожалуй, включённость в «сонетный» цикл даёт право говорить о сонете.

 Оба стихотворения написаны пятистопным ямбом.

  Миниатюра Пушкина и сонет Бродского объёдинены одной темой : несчастная любовь  и разлука с любимой. Как реализуется эта тема у каждого поэта, какими средствами?

 Отмечаем, что в стихотворении Пушкина нет ни одного слова конкретной семантики. Все слова, образующие содержательный пласт «Я вас любил…» относятся к абстрактной лексике, обозначают наименования различных субъективных состояний и их качественных оценок (любил, любовь, угасла, )не) тревожит, (не) хочу, печалить, безмолвно, безнадежно, робостью, ревностью, томим, искренне, нежно, любимой).Слова душа и Бог употреблены в составе перифразы и фразеологизма (в душе моей –во мне, дай вам Бог –желаю вам) (5).

 Лирическая миниатюра Пушкина носит элегический характер. В ней можно условно выделить две части: первая является лирическим повествованием, вторая – лирическим пожеланием. Троекратная анафора Я вас любил  носит откровенно суггестивный характер, характер внушения-заклинания, и на этом фоне последний стих  Как дай вам Бог любимой быть другим  явлен как неожиданное откровение, возносящее лирического героя до абсолютных вершин духа.

«Неспешный пятистопный ямб с пиррихиями, точные и простые…рифмы (вместе с размеренным и доверительным синтаксисом) делают элегию гармоничной и музыкальной. Глубокие и естественные движения большой души великого поэта, волнующие мгновения его жизни запечатлены им   отчётливо, вдохновенно и навсегда» ( Шанский, 79)

 

По одному из определений современной философии, человек – это текст, следовательно, его задача – гармонично «вписаться» в другие тексты, найти свои слова в ситуации, повторявшейся и повторяющейся миллионы раз, но всегда новой для того, кто её переживает в данный момент. Так, Иосиф Бродский, вынужденный в 32 года навсегда покинуть родину и  оказавшийся оторванным от привычного мира, дорогих людей и, самое главное, от родного языка, чувствует себя очень одиноким. Драма социальная (вынужденная эмиграция) усугубляется личной трагедией – разлукой с любимой, Мариной Басмановой. Бродский, утверждавший, что поэт является орудием языка, ищет опоры в родном слове, в родной культуре, откуда, в отличие от родины,  изгнать невозможно. Поэтому события личной жизни, переживания, иногда оценки различных явлений поэт часто «вписывает» в русский литературный дискурс. «Бродский регулярно обращается к ситуациям, описанным старшим поэтом, воссоздаёт их средствами своей поэтики, включает в свою художественную систему. Можно сказать, он «переписывает» Пушкина (6) Например, в «Двадцати сонетах к Марии Стюарт» можно найти и ироничное упоминание тютчевских строк (сонет1), и довольно легко узнаваемую блоковскую интонацию (сонет 7). Пушкин же наиболее «узнаваем» в сонете 16, а в знаменитом шестом сонете  Бродский демонстративно пародирует одно из самых знаменитых и любимых пушкинских стихотворений.

 Внимательный читатель, конечно, сразу поймёт, что цель этой пародии – вовсе не насмешка над оригиналом, не намеренное эпатирование, это, скорее, опора на незыблемое, дорогое, на то, что не обманет и не предаст . «Млечный призыв»  языка особенно актуален в окружении чужой, пусть и понятной речи.

  Лирический герой пушкинского стихотворения открыт, благороден, лирический герой Бродского, оказавшийся в похожей жизненной ситуации, «огрубляет» душевную боль до боли физической, до покушения на самоубийство, от которого отказывается, ёрничая, по «техническим причинам»: отсутствие оружия и тем, что такой финал выглядит «не по-людски».

 Пушкинский словарь осовременивается и вульгаризуется:

               быть может                   возможно

               душа                                 мозги

               безнадЕжно                    безнадЁжно

               так искренне                   так сильно

 

Появляются совершенно невозможные в контексте пушкинского шедевра разговорные чёрт, всё разлетелось к чёрту на куски, не по-людски, канцелярское и далее, просторечное вдарить.   Соседство  слов сей жар в крови и пломбы в пасти плавились говорит о трагической разорванности сознания лирического героя, об отсутствии в его чувстве покоя и гармонии, присущих герою Пушкина. Говоря о несчастной любви, герой Бродского прячется одновременно и за пушкинским хрестоматийным текстом, и за нарочитой иронией. «Потеснив классика, современный поэт насыщает текст собственными мотивами, -  за пародийной оболочкой шестого сонета вырисовывается структура типичного стихотворения Бродского. На первый план выдвинуты телесные образы, композиционное развитие которых вторит общей переориентации с пушкинской отрешённости на цинично-бравурный собственный тон» (4) Говоря о неразделённой любви, Бродский предпочитает «не романтический, а иронический дискурс»(7). Говоря о своём на «чужом» языке, поэт чувствует себя защищённым от чужой иронии и насмешки. В таком случае  пушкинский текст играет также  роль своеобразного оберега.

  В конце работы предлагаю цитату, завершающую статью А.Жолковского: «Принадлежав …ХХ веку, Бродский и его сонет всё же восходит  к типично пушкинским установкам: изображению страсти сквозь призму бесстрастия; расщеплению Я на «человеческое, земное, любящее, страдающее, бренное»  и «поэтическое, полубожественное, посмертное, спокойно возвышающееся над смиренно идущими под ним тучами и собственными страданиями»; к лирическим отступлениям, убивающим сюжет; и вообще к «высокой страсти…для звуков жизни не щадить». Однако, опираясь на опыт русского футуризма и, шире, модернизма вообще, Бродский простирает эти тенденции далеко за классические пределы. Его сонет – это пушкинское «Я вас любил…», искренно обращённое Гумберт Гумбертычем Маяковским к портрету Мерилин Стюарт работы Веласкеса – Пикассо – Уорхола» (4) и предлагаю прокомментировать её.

Литература

1 А.С.Пушкин. Собрание сочинений, т.2. М.,1974

2 Иосиф Бродский. Сочинения. Екатеринбург, «У-Фактория», 2003

3 Лев Лосев. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии. М., 2006

4 А.К.Жолковский.  «Я вас любил…» Бродского. В кн. «Блуждающие сны и другие работы». М.,   «Наука», 1994

5 Н.М.Шанский. Лингвистический анализ стихотворного текста. М., «Просвещение», 2002

6 Е. Семенова. Ещё о Пушкине и Бродском.  В кн. «Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность» СПб, 2000

7 Скоропанова И.С. Гибридно-цитатный монолог поэта: «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» Иосифа Бродского. В кн. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., «Наука», 2001

8 Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М., 

4.Конспект открытого урока и презентации к нему "Публицистический текст как картина общественного сознания» или (для учителя) «Работа с публицистическим текстом как средство формирования базовых учебных компетенций». /urok_konkurs.zip

 

5.Презентация, представленная на городских педчтениях (2013). Выложена на сайте ГИМЦ                  /obuchenie_chteniju.pptx

 

6.Сочинение Ученицы 10 класса Ксении Мухиной, представленное на Всероссийский КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ (2015)

 Письмо из личного архива Варвары Николаевны Бердичевой, урождённой Зауровой.

 

Милостивый государь, Антон Павлович!

Заурова Татьяна Савельевна, вдова коллежского секретаря и разорившегося помещика Николая Николаевича Заурова, чьи увлечения повесы и почитателя Бахуса и довели наш дом до полного ruine, взывает к человеколюбию Вашему. Муж мой,  ещё и заядлый игрок,  проиграл все наше состояние до последнего темляка моего покойного отца … но прошу извинить мне нескромное повествование,  приступаю к l'essence même дерзкого письма моего.

Дочь моя, прекрасная пятилетняя Варенька, составляющая весь смысл моего жалкого вдовьего существования, хохотушка и попрыгунья, ангел кротости и доброты… на всём свете  не найдется человека, которого любила бы я сильнее … тяжело больна. Не слышно более в  и без того горемычном доме нашем заливистого смеха моей пташки, не слышно топота резвых ножек и не видно на личике ее прежней улыбки. Вместо этого лежит в своей кроватке ангельчик мой, и нет сил смотреть на исхудалое, почти невесомое тельце, воспаленные глаза,  в которых не высыхают слезы. Милая, добрая Варенька! Милая моя малютка, никому не отказавшая в помощи – нищему ли слепому, котёнку ли брошенному! Пишу я вам это, обливаясь слезами, и взываю к милосердию Вашему, всем хорошо известному. На Вас всё упование моё, ибо ни один из докторов, пользующих дочь мою, не смог назвать причины её болезни, а потому и назначить леченье. А сказывали мне мелиховские знакомые наши, что Вы никому во врачебной помощи не отказали, и даже мужиков лечить не гнушаетесь.

Милостивый государь мой, Антон Павлович!  Читательница и поклонница таланта Вашего ещё времён Антоши Чехонте, горячо верю не только в писательский гений Ваш, но и в великодушие Ваше. Заставьте век молить Бога за Вас, благодетеля моего. Может быть, старанием и попечением Вашим поправится, оживёт моя девочка, моё драгоценное единственное дитя. Умоляю Вас всеми силами отчаявшейся матери: не пожалейте времени для моей дочери! Посетите нас в любое выбранное вами время. Найти нас нетрудно: проживаем в Москве, на Остоженке, в доме купчихи Богатых (всякий извозчик вмиг домчит).

Остаюсь вечной слугой Вашей, молящей за Вас Господа ежечасно, вдова коллежского секретаря  Татьяна Заурова.

19 Сентября, 1892г. от Р.Х.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Связь с Директором
Имя отправителя:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
введите код *:

Подача заявления в школу